Актуальные события, интересные факты

ПРИГЛАШАЕМ ПОСЕТИТЬ НАШ МУЗЕЙ!

Уважаемые жители Вереи и гости нашего города!

Сообщаем вам, что Верейский историко-краеведческий музей возобновляет работу с 25 июня 2020 года. Посетить музей можно с 10.00 до 16.00.
К сожалению, сохраняются некоторые ограничения для посетителей. Так, не разрешен пока прием организованных туристических групп. Не разрешены экскурсии вне музея. Посетители должны иметь маски и перчатки. Ограничено максимальное количество посетителей в залах из расчета 1 человек на 20 кв. м. (это требование не относится к семейным группам). Будьте готовы, что на входе вам обработают руки антисептиком и дистанционно измерят температуру. В музее необходимо соблюдать социальную дистанцию (1,5 метра), а также выполнять ряд других требований и рекомендаций, с которыми можно ознакомиться на информационном стенде в музее. Желательно предварительно записаться для посещения музея по телефонам 8(49634)67-019, 8(925)291-22-12 или посредством электронного почтового адреса vereyamuseum@yandex.ru.

В музее продолжает работать выставка, посвященная 75-летию Великой Победы. Уникальны подлинные плакаты времен Великой Отечественной войны. Детей, да и взрослых, привлекают макеты военной техники СССР, Великобритании, США и Германии периода Второй мировой войны.
Уникальна выставка, посвященная старообрядчеству. Посетителям нравится выставка «Школьная жизнь».
Только в нашем музее можно посмотреть картины из семян.
Вы можете увидеть первые в Советском Союзе джинсы «Верея», которые шились на Верейской швейной фабрике.  
Музей обладает множеством других уникальных и интересных экспонатов.
Приглашаем посетить наш музей. Мы работаем для посетителей со вторника по субботу с 10.00 до 16.00, в субботу с 10.00 до  15.00.

Ждем вас в гости.

Выставка одной картины "Встреча ветеранов у Большого театра"

В фондах Верейского историко-краеведческого музея находится 14 картин, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Среди них замечательное полотно Заслуженного художника России, участника Великой Отечественной войны Игоря Павловича Рубинского «Встреча ветеранов у Большого театра».
В картине, написанной в 1972 году, воссоздается  обстановка, созвучная тем дням 1945 года, когда праздновали Великую Победу. Здесь и радость от встречи с однополчанами, и печаль утрат, и буйное цветение сирени, и яркое солнце, и дети, дарящие цветы фронтовикам.

Читать далее

выставка 1 картины (3)

УМРИ, ПОБЕЖДАЯ!

В военном зале Верейского музея внимание привлекает скульптура  Виктора Цигаля «Муса Джалиль». Это – авторская копия памятника, установленного в Казани.

Копия IMG_0301

Поэт изображен босым и полураздетым, стоящим на камнях и опутанным колючей проволокой.  Но даже связанный он не покорен, весь облик выражает гордое сопротивление. Муса Джалиль - Герой Советского Союза, испытавший горькую, трагическую судьбу.

Читать далее

22 июня. День памяти и скорби

2020-06-22_004644

22 июня в России вспоминают и скорбят о защитниках Отечества. В этот день, 79 лет назад, фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

Сегодня мы вспоминаем всех тех, кто не вернулся с полей сражений, кто отдал свои жизни  за свободу и независимость нашей страны, за наше будущее, тех, кто на фронтах и в тылу врага  приближал Победу.

 

СЕГОДНЯ – ДЕНЬ РОССИИ!

СЕГОДНЯ – ДЕНЬ РОССИИ!

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.

Верея может гордиться тем, что женский костюм Верейского уезда (иногда его называют женский костюм Московской губернии) представлен во многих музеях страны, а также энциклопедических изданиях. Фрагменты этого костюма есть и в коллекции нашего музея. Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях Верейского костюма.

ВЕРЕЙСКИЙ КОСТЮМ  ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ ВЕРЕЙСКОГО  ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Верейский костюм из экспозиции  музея

Основу костюма представляет рубаха из отбеленного льняного холста. Как правило, рубаха была разделена на рукава и стан, имела прямой полик – прямоугольную вставку между полотнищами груди, спины и рукавами. Вырез горловины был сборчатым, рукава свободными.

Интересно, что рубахи были дневными и ночными. Здесь представлена дневная рубаха: они не вышивались у ворота. Белое поле предназначалось для бус, мониста (верейский костюм часто носили с янтарными бусами).

Ночная рубаха, наоборот, вышивалась у ворота, на груди – это было защитой от нападения ночных духов. В старину такую рубаху вышивали двумя цветами. Черный - цвет плодородной земли - обозначал женщину. Красный – цвет солнца - обозначал мужчину. Такие цвета царствовали в языческой перевити (так в старину называлась вышивка).

На рукавах рубахи вышиты целые строчки галочек и рожек. Эти символы означают, что в местности, где жила девушка, водились птицы и звери.

Сарафан сшит из фабричной ткани (в то время в Верейском уезде было уже несколько  ткацких фабрик). На фартуке в основном красный цвет – значит, он был праздничным. Синяя полоса обозначала реку – Верея стоит на реке Протве. Золотые, желтые полоски вверху фартука – обращение к небу и солнцу. Мы видим, что девушка пришила к поясу покупную золоченую тесьму с бахромой. В Верейском уезде была фабрика купца Чувашина, где производили самую разнообразную тесьму и ленты.

Под фартуком скрыт оберег живота женщины. Он есть на каждом настоящем народном костюме. Это  квадрат ткани - символ засеянного поля- нашитый на сарафан. Оберег сохранял здоровье, заслонял от посторонних глаз будущего ребенка. 

А классический женский костюм крестьянки Верейского уезда представлен на старинной открытке  знаменитой художницы  Н.Виноградовой.

Здесь вы видите молодую женщину в повседневном верейском костюме.  Сарафан синего цвета мог быть прямым, с лямками - такой сарафан назывался круглым, а за пределами Московской губернии – московским.

Головной убор из красного бархата – как круглый щит вокруг головы. Он оберегал женщину от потусторонних сил, он же представлял собой связь со Всевышним, небом и светилом. На улицу простоволосыми не выходили, да и дома женщины закрывали волосы платком или головным убором.

Передник и рукава рубахи перекликаются многоцветьем: здесь и тканые полоски, и покупная тесьма.

На ногах – аккуратные лапти. Из чего их плели? Из лыка, мочала, из коры ракиты, ивы, вяза, березы, дуба. Сзади, на запятнике, кайма сходится концами, образуя петлю, в которую продеваются оборы (длинные завязки из веревки). Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи. Онучи носили и мужчины, и женщины. Мужчины обматывали ими ногу выше колена поверх штанов, а женщины носили их прямо на голую ногу. Широкие и длинные полоски ткани (холщовой или шерстяной) спасали ногу от холода.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ВЕРЕЙСКОГО УЕЗДА (свадебный)

Праздничный женский костюм Верейского уезда (свадебный)  

Сама жизнь заставляла крестьянку быть рукодельницей, каждая женщина умела прясть, ткать, шить, вязать и вышивать. Сами и лапти плели, и валенки катали.

С особым настроением создавали девушки праздничные костюмы - ведь в хороводе выбирали невесту! По ее румянцу судили о здоровье, а красота наряда говорила о ее трудолюбии.

Такой сарафан назывался косоклинным – по сторонам вставлялись клинья. По низу  сарафана проходят цветные полоски, на лямках сарафана – узкие полоски с орнаментом.

А рубаха носила особое название – долгорукавка. Это рубаха для свадебного обряда. Обычай      не касаться на свадебной церемонии друг друга голой рукой сохранялся вплоть до начала двадцатого века почти на всей территории европейской части России. Считалось, что это могло сулить бедность молодой семье. Поэтому у невесты руки были закрыты длинными рукавами (ими она взмахивала во время обрядового плача по утраченной девичьей жизни), а жених мог брать ее руку только в перчатке, рукавице или через полотенце (ширинку).

Одной из важных частей женского костюма был передник. Даже беглого взгляда на передник хватало, чтобы понять все о ее владелице. Информация о минувшей жизни читалась по вышивке на подоле. Самой важной была средняя часть. Здесь можно было  определить, замужем ли была сама мастерица. Вышитые синим гарусом (шерстяной пряжей) пустые ромбы говорят о том, что фартук вышивала незамужняя девушка. Конечно, костюм-то свадебный! У замужней внутри ромба вышивалась точка. Верхняя часть передника отражала обращение к Богу, к небу, к солнцу. Здесь часто присутствовал золотой или желтый цвет. На фотографии передник – с верхней частью, лифом. Вверху лиф присборен, все полотнище передника декорировано. По низу пришита бахрома.

костюм праздничный (1) костюм праздничный (2) костюм праздничный (33) костюм праздничный (44)

Представляем вам полный перечень книг, брошюр, изданных музеем

Наш город Верея – самый маленький город Московской области, но его история привлекает внимание многочисленных туристов, поток которых растет год от года. Все туристы спрашивают, а где можно почитать о городе, его истории, культуре, памятниках архитектуры.  Музей еще более 20 лет назад начал издание книг о Верее, его людях. Сначала небольшие книжки-брошюры серии «Библиотека «Верея», а затем и солидные издания, многие из которых удостоены наград Российского и областного уровней.  Директор музея Комаровский Юрий Владимирович и ученый секретарь музея Комаровская Ирина Семеновны стали дипломантами престижной Пришвинской премии, а также Всероссийского конкурса краеведческой литературы «Моя малая Родина».

Мы представляем вам полный перечень книг, брошюр, изданных музеем. Некоторые из них  (с №23 по №34) можно приобрести в музее, когда он вновь откроется для посетителей.

перечень1 (1) перечень1 (2) перечень1 (3) перечень1 (4) перечень1 (6) перечень1 (7) перечень1 (8) перечень1 (9) перечень1 (10) перечень1 (11) перечень1 (12) перечень1 (13) перечень1 (14) перечень1 (15) перечень1 (16) перечень1 (18) перечень1 (17) перечень1 (19) перечень1 (20) перечень1 (21) перечень1 (22) перечень1 (23) перечень1 (24) перечень1 (25) перечень1 (26) перечень1 (27) перечень1 (28) перечень1 (29) перечень1 (30) перечень1 (31) перечень1 (32) перечень1 (33) перечень1 (34)  

12 июня - День России

ДНЮ РОССИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Ко Дню России мы размещаем на нашем сайте материалы о самом маленьком городе Московской области - Верее. В летописи древнего города, как в зеркале, отражается история всей нашей страны. Об этом рассказывает 30-минутный фильм, созданный по заказу музея, «Верея –страницы истории».

день россии

 

 

РАССКАЗЫВАЕМ О МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТАХ «ЭХ, ТРОЙКА, ПТИЦА-ТРОЙКА…». ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА «ТРОЙКА» МАСТЕРА БАДАЕВА

Эта скульптура - генерал на тройке резвых лошадей - была подарена на открытие Верейского исторического музея. Сделана она с большим мастерством и, несомненно, является лучшим образцом творчества богородских мастеров.  Многим хорошо знакома богородская игрушка из белой неокрашенной липы.
Игрушка «Кузнецы» стала символическим знаком богородского промысла. Лихо сидят молотобойцы-мужики с медведем верхом на планках. Стоит подвигать ими - и деревянные работники начинают стучать молоточками по наковальням.
Промысел этот очень древний. Расцвет его относится к XVIII веку, когда возами возили игрушки из Богородского за 25 верст в Сергиев Посад.
Многие игрушки с движением: на планках, на « разводе»; с кнопкой, на «отвесе» … Это особенно привлекает детей.
Очень интересна игрушка « Партизаны». Разводя планки, мы видим, как «поехал» отряд.
Кроме традиционной - резной неокрашенной игрушки - сейчас производят и расписную токарную.
Такова игрушка «Куры на кругу», которая до сих пор остается любимой детской забавой. Она расписана яркими красками. Эта игрушка имеет «баланс», который позволяет курам в строгом порядке двигаться и клевать.
Создается звуковой такт и единый ритм движения.
Богородские игрушки-живые, выразительные.

декорИгрушк (1) декорИгрушк (2)

Рассказываем о предметах из коллекции музея

Граммофон в экспозиции Верейского музея заметен сразу. Он гордо возвышается над другими экспонатами и празднично сияет голубой трубой.

Этот граммофон передан в Верейский музей местным жителем. Изготовлен он из красного дерева, украшен инкрустацией и тонким орнаментом. Труба жестяная (а бывали рупоры из чистого серебра).

Но самое главное его достоинство – он работает!

История граммофона насчитывает 140 лет. Первые аппараты назывались фонографами. Изобретатель фонографа Томас Эдисон и не предполагал, что главным делом станет запись музыки. Он думал, что куда полезнее было бы заменить фонографом  стенографисток, выпускать с его помощью звуковые книги для слепых, использовать как будильники и даже как устройство, обучающее попугаев разговорной речи.

Эдисон пытался наладить массовое производство фонографов, которые стоили недешево – 150 долларов. Поэтому их приобретали лишь состоятельные люди и организации.

Например, Николай Николаевич Миклухо-Маклай записал на фонографе Русского географического общества речь папуасов.

Ну, а более прогрессивный граммофон был запатентован в 1877 году.  В Верейском уезде, в пригородной местности Апрелевка, 15 декабря 1910 года из-под пресса вышла первая пластинка весом в 400 граммов, толщиной почти в 10 миллиметров с записью музыки на одной стороне и с оттиском амурчика со стрелой – на другой. Сначала предприятие называлось «Метрополь Рекорд», а с появлением компаньонов - «Моль. Киберт и Ко».

Об успехе апрелевского завода грампластинок знали все граждане советской страны. Радиолы, проигрыватели, патефоны верно служили своим хозяевам, помогали проводить культурные мероприятия, использовались для обучения и, конечно, на вечерах отдыха. Продолжалось это до начала 90-х годов, когда на смену грампластинкам пришли аудиокассеты, компакт-диски и другие современные носители звука.

Но и сейчас посетители музея обращаются к служителям с затаенной надеждой: «А вы граммофон заведете? Можно послушать?».

граммофон

Объявления

29.06.20

Музей открыт для посетителей с 25 июня 2020 г.

21.06.20

В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 19.06.2020 № 293-ПГ  с 25 июня 2020 года разрешена работа государственных и муниципальных музеев  Московской области. В настоящее время мы проводим организационно-технические мероприятия для приема посетителей. 24 июня на сайте музея будет размещена информация о дате открытия Верейского историко-краеведческого музея , условиях приема и обслуживания посетителей.