Главная » Праздники в Верее » День города Верея

День города Верея

День города Вереи отмечается в первую субботу августа. Почему?

Нет даты основания Вереи. Есть первое упоминание в летописи в 1371 году (в связи с походом литовского князя Ольгерда на Русь). Есть еще более раннее упоминание города Верейсча в 1159 году в связи с тем, что в этом месте состоялась великокняжеская свадьба внучки Юрия Долгорукого. Русский историк Татищев был склонен считать, что «Верейсча – это «Верея». Но и  дата свадьбы в истории не сохранилась.

Город Можайск празднует День города 22 мая на «весеннего Николу» и главный атрибут этого праздника - икона Николы Можайского.

Но, оказывается, еще до 30-х годов 20 века главным городским праздником в Верее был праздник Рождества Николая Святителя, который отмечался 11 августа. Вот как вспоминает писатель Анатолий Свенцицкий об этом: «С жизнью в Верее летом 1930 года связано одно из моих самых ярких воспоминаний детства — это крестный ход на Николу. В то время в городе действовало четыре храма: Св. Пророка Илии, Св. Георгия на базарной площади, Св. равноапостольных Константина и Елены и зареченский слободской храм Св. муч. Космы и Дамиана. Собор был закрыт. Действовали еще и близлежащие храмы женского монастыря и храмы села Загряжского, а также небольшой старообрядческий храм (австрийская епархия Рогожского кладбища).

 Во всех я мальчиком был и помню духовенство Вереи. Особенно почитаем у жителей был молодой протоиерей о. Александр, впоследствии репрессированный, — настоятель Ильинского храма. Помню священников: протоиерея Василия — настоятеля монастырского храма и прот. Виктора — настоятеля Константино-Еленинского храма. Настоятелем храмов селения Загряжское был иеромонах, имя его мне неизвестно.

 По обычаю из монастырского храма за рекой в город шел крестный ход с чудотворным образом Николы Можайского. Это была искусная деревянная статуя. Глаза чудотворца казались живыми... При огромном стечении жителей образ был внесен в громадный храм Св. Великомученика Георгия, который стоял на базарной площади среди старинных торговых рядов... "Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!" — пели люди. Образ Св. Николая был обнесен вокруг города и во всех храмах служили водосвятные молебны. Гремели колокола... Крестный ход в то лето был последним. А уже через год заполыхали во многих городах костры на площадях — сжигались иконы и иконостасы».

Писатель называет икону Никола Можайский, но в народе ее называли Никола Верейский, хранилась она во Входоиерусалимском храме города Вереи между левым клиросом и входом в алтарь. Святой Николай изображен, как блюститель и защитник православия с обнаженным мечом в одной руке и церковью в другой, с митрою на голове, в парчовом святительском облачении. Популярность его у верующих была настолько велика, что Входоиерусалимская церковь зачастую называлась «Св. Николая в соснах».

 В истории встречается два варианта появления этого образа в монастыре. Первый вариант - это изваяние было перенесено в Спасский монастырь из разоренной литовцами во время самозванцев Никольской церкви в городе, расположенной недалеко от нынешнего здания музея на улице Красной.

  Второй вариант- во время большого пожара 1788 г. сгорел почти весь город, в том числе и деревянный Никольский храм, но резная икона была чудесным образом обретена на реке Протве монахами, которые и поместили его в соборном храме.

Объемная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений. Сохранилась фотография объемного резного изображения Святителя и Чудотворца Николая (Николы Верейского) начала XX века. Главным внешним отличием образа Николая Угодника (Николы Верейского) является его необычное для русской православной церкви скульптурное изображение.

Икона Николы Верейского пережила никонианскую реформу 1650-1660 гг., когда категорически запрещалось изготавливать и держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной «рези на дереве»: ее рубили топорами, жгли в синодальных кострах. Но послереволюционные события 1917  года образ Николы Верейского не пережил. Осталась только фотография. Святитель представлен в рост с поднятыми и разведенными в стороны руками, в одной из которых меч, а в другой – град (храм). По этой фотографии в мастерских Оптиной Пустыни восстановлено деревянное резное изображение Николы Верейского, которое заняло свое место в храме Входа Господа Спаса во Иерусалим.

С Николой Верейским связана история исцеления жителей деревни Симбухово в начале XX  века.

 В 1870 году симбуховские прихожане сильно пострадали от свирепствующей там холеры. Обессиленные борьбой с эпидемией и видя, что обыкновенные человеческие средства не оказывают помощи, симбуховцы обратились к милосердию Божию и заступничеству чудотворца Николая. Из Спасской церкви города Вереи  была принесена икона Святого угодника и в  предшествии хоругвей и других святых икон обнесена вокруг села и деревень. По совершении крестного хода ужасная болезнь стала ослабевать и вскоре совершенно прекратилась. В благодарность святителю Николаю за оказанную им чудесную помощь симбуховские прихожане дали обет ежегодно, 6 августа, поднимать икону Святителя и совершать крестный ход, что и исполняли на протяжении многих лет.

Это событие на своем рисунке «Ношение Чудотворного Николая-угодника» из серии «Старая деревня» изобразил уникальный народный художник первой половины XX века уроженец деревни Монахово (ныне Монаково), принадлежащей ранее монастырю,  Иван Михайлович Никифоров. Его творчество, открытое для широкого круга почитателей уже после смерти (1971 г.), вошло в классику мирового наивного искусства, а самого Никифорова стали сравнивать с Анри Руссо и Нико Пиросмани. В акварелях Никифорова, что очень ценно не только для зрителей, но и для историка, чрезвычайно достоверно показана бытовая жизнь России. Жизнь, пережитая одним из рядовых участников переломной эпохи.

Праздник рождения Николая Чудотворца в России  был возрожден по благословению Алексия II — патриарха Московского и всея Руси только в 2004 году и с тех пор каждый год празднуется 11 августа.

Решением Совета депутатов по представлению Главы городского поселения Верея Владимира Леонидовича Анисимова было принято решение о праздновании  Дня города в первую субботу августа. Празднование Дня города Вереи в эти августовские дни – это возрождение забытых традиций, возрождение самого главного городского праздника, символа неразрывной связи многих поколений верейцев, горячо любивших свой город и в самые тяжелые годы не жалевших свои жизни, чтобы наша страна и наш город жили и процветали в веках.

11 августа 2014 года сразу же после празднования Дня города после 84 лет перерыва состоялся Крестный ход с Николой Верейским от Входоиерусалимского храма по всем храмам города Вереи. Многие горожане с великой радостью приняли участие в этом историческом событии.

С тех пор Крестный ход проходит ежегодно 11 августа.

  2     3

023_новый размер

027_новый размер

Гармошечка говорушечка

 

 

поиск:

Новости

30.09.17
Открытие Памятной доски герою 1812г. священнику И.Н. Скобееву
20.09.17
Бесценные экспонаты пополнили фонды Верейского историко-краеведческого музея
17.09.17
Интересная встреча в музее
14.09.17
ВЫСТАВКА  ЖИВОПИСИ 
08.06.17

Музыкальная ротонда

GISMETEO: Погода по г.Москва