Главная » Храмы Вереи » СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

 

 

 

СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА на городище занимает центр кремлевского холма. Кирпичный, с деталями из белого камня, он выстроен кн. Владимиром Анд­реевичем Старицким в 1552 г. и перест­роен в конце XVII и первой половине XVIII в., получив Рождественский собор формы провинциально­го барокко.

Его объем типа «восьмерик на четверике» поставлен на высокий подклет, представ­ляющий основание собора XVI в. Древнее здание полностью сохранило свой план с четырьмя круглыми столбами и трехчастной апсидой, сильно выдвинутой к восто­ку. Сохранились южный и северный перспективные килевидные порталы из белого камня и фрагменты окон второго света.

Трапезная  и  многоярусная,  украшенная  колоннами  колокольня в стиле классициз­ма - 1802 г. В подклете трапезной поко­ится прах генерала И. С. Дорохова, осво­бодившего Верею от французских отрядов 29 сентября 1812 г.

Главный престол собора освящен в честь Рождества Христова (в нижнем храме). Там же обустроен придел во имя священномученика Иллариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В Верхнем храме три престола: главный - в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезной части - во имя святителя Николая и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Храмовые святыни: рака с частицей мощей священномученика Иллариона Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского, древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.

Появление собора относится ко времени основания города. Посвящение главного храма города празднику Рождества Христова связано, скорее всего, с рязанской традицией. Это неудивительно: каждое крупное русское княжество имело и своих небесных покровителей, и особо чтимые православные праздники (чаще всего двунадесятые). В Твери, например, выделяли праздник Преображения Господня: этому празднику был посвящен как сам тверской собор, так и соборы в большинстве городов, основанных тверичанами, а собор Переславля-Рязанского, как и в Верее, также был посвящен Рождеству Христову.

Собор в Верее оставался деревянным до XVI века. Каменная Соборная церковь Рождества Христова в Верее - один из последних памятников церковного зодчества, построенных в уделах. Старицкий (в прошлом Верейско-Белозерский) удел был вновь образован из остатков старинной (XV в.) удельной системы по завещанию Ивана Ш. После гибели Андрея Старицкого в 1537 г. Верея перешла в дворцовые земли, а в 1540 г. под давлением митрополита и бояр возвращена его сыну - пятилетнему князю Владимиру Андреевичу Старицкому. Регентшей при  сыне стала его мать - княгиня Ефросинья Андреевна Хованская.

За последующую четверть века Старицкий удел и его города пережили подлинный Ренессанс, душою которого, по мнению историков, была княгиня Ефросинья Старицкая. Начиная с середины 40-х гг., в уделе и вне удела в его исторических границах, были построены: на Белом  озере - каменный Горицкий монастырь (в качестве места пострижения княгини), в Верее (столица удела в XV в.) - каменный собор Рождества Христова; в Старице  -   шедевр   древнерусского   зодчества  -  Борисоглебский  собор,     архитектурный декор которого был выполнен из керамики и полихромной глазури. Во все именитые монастыри и в городские соборы Старицкими были сделаны солидные вклады церковной утварью, шитыми полотнами воздухами, подсвечниками, иконами. Заказчицей и создателем всех этих произведений была Княгиня Ефросинья, а исполнителями наемные мастера, в том числе московской школы.

Страдавший (по мнению историков) душевной болезнью князь Владимир Андреевич в этих предприятиях, скорее всего, не принимал, оставаясь при том чисто номинальной фигурой. Малолетством князя и состоянием его здоровья объясняется, по-видимому, тот факт, что княгиня- вдова не постриглась в монастырь, а одной из первых на Руси женщин возглавила удел, действуя за спиной малолетнего сына.

Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 г. Летописных сведений о постройке церкви не существует (официальное летописание удельную жизнь традиционно игнорировало).

О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая «над дверью храма до пристройки и поновления». Храмозданная на медной доске являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». По характеру резьбы и приемам обработки камня,- это подделка или добросовестная имитация древних надписей такого рода, заказанная в XVIII- XIX  вв. соборным причтом.

Место закладной доски на фасадах храма, как древней, так и новых его частей, не найдено. Вероятнее всего, надпись была установлена на западной стене поздней паперти, к 1802 г. разобранной.

Содержание надписи должно вызывать полное доверие, поскольку надписи такого рода по традиции списывались с церковной утвари и богослужебных предметов в соборной ризнице, например с запрестольного креста: «Божиею милостию по благославению Приосвященнаго Митрополита Макария всея России заложена бысть сия церковь Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7060 мая 15 дня при державе благовернаго Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея России повелением Великого Князя Владимира Андреевича и матери его Благоверныя Княгини Ефросиньи».

Помимо календарной даты закладки, на подлинность источника указывает наименование в надписи Владимира Андреевича Великим Князем (подробность, указывающая на династическое притязание Старицких).

В источниках собор Рождества Христова в первый и едва ли не единственный раз упомянут в Писцовой книге 1625 г: «... а в осыпи соборная церковь Рождества Христова камена с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево...» «Указание на "пределы" является очень важным, поскольку в крестовокупольном храме, каким до постройки в 30-е годы  XVIII в. и являлся собор Рождества, больше одного придела (в дьяконнике) быть не может. Данное указание сразу же заставляет предполагать какую-то более оригинальную конструкцию, например, собор с приделами «в полатях».

Большие соборные церкви с палатями - редкость на московской почве. В отличие от Новгорода Великого в архитектуре Москвы  XIV-XVI вв. палатями снабжались исключительно аристократические владельческие постройки. Таким образом, построенный Старицкими в своем удельном центре, собор Рождества Христова в Верее - неординарная постройка, имеющая особые типологические признаки. Ее протаналогом могла быть церковь Рождества Богородицы в Боголюбове - замковая церковь Андрея Боголюбского XII в. О других церквях с палатями и четырьмя круглыми столбами информации нет. Отметим также, что приделы в дьяконниках в писцовых книгах первой трети XVII в. никогда не упоминаются. Таким образом, формула «с приделы» однозначно говорит о многопридельном храме.

О посвящении приделов мы узнаем известно из доношения соборного протопопа с прихожанами от 18 марта 1729 г., где называется один придел «вверху» - « во имя Пресвятыя Богородицы Владимирския» и один «внизу» - Петра и Павла. Доношение было подано в связи с желанием перестроить собор. После перестройки, 23 сентября 1734 г. выдан указ об освящении двух возобновленных приделов. Поскольку оба придела «запустели», - как сказано в доношении, - «от литовского разорения», - они древние, а их расположение «вверху» и «внизу» подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими «с полатями».

Перестройка 1730-х гг. была первой капитальной перестройкой собора. Своды полатей были сохранены, своды, барабан, столбы и стены приделов самого храма были разобраны, а центральный трансепт перекрыт лотковым сводом с опорою на стены и на сохраненные постаменты всех четырех столбов. Восточная сторона четверика, создавшая аварийную ситуацию в восточной части храма, была разобрана, а вместо нее по линии восточных столбов возведена новая с тремя алтарными проходами.

Прямо под нею, в 1-м этаже, старая алтарная стена была дополнена кладкой; поднимавшиеся выше сводов полатей алтарные своды пришлось разобрать и опустить вровень с полами 2-го этажа, перекрыв алтари, когда-то открытые в четверик, полностью.

Над первым алтарным этажом пришлось надстроить второй, в качестве алтарей верхней церкви, таким образом, первый ярус древнего собора был превращен в низкую теплую церковь, а остатки верхнего яруса, полностью перестроены в громадную холодную летнюю церковь Владимирской Богоматери.

Внизу, в северо-западном углу возле бывшей внутристенной лестницы была поставлена печь. Ее дымник выходил у северо-западного угла наружу. Лестница была заложена. Для доступа в верхнюю церковь перед западным фасадом была устроена двухэтажная трапезная или паперть с каменным сводом внизу с деревянными балочными перекрытиями вверху. Проход из паперти в храм был пробит в древней западной стене.

Полы в новых храмах - верхнем и нижнем, - были из гжельской лещади «в шашку». Вверху они частично сохранились. Полы верхних приделов сохранились, - они из того же большемерного кирпича, что и весь храм, - уложенного рядами.

Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802 г. Еще раз были перестроены апсиды и в них устроены громадные окна с крещатыми решетками из прута квадратного сечения, такими же, как в окнах новой трапезной и пр. Была пристроена Колокольня, и на колокольню был поднят самый большой колокол  в округе. Стены в соборе были украшены фресковой живописью венецианского стиля. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных архангелов,  на  гранях - истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом слепого, изгнание из храма Иерусалимского торгующих, прощение грешницы, приведенной к Иисусу, милосердной Самаритянки, под ними с правой стороны - избиение младенцев Иродом, несение Креста; с левой - хождение апостола Петра по водам и убийство святого Стефана. На западной стене по сторонам входа - Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лица в настенной живописи. В нижнем храме на круглых столбах, поддерживающих низкие своды, изображены великие святые.

Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением нижних дверей старинной резной работы. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже шесть колонн коринфийских. Все золоченные, украшали иконостас, иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон в них вызолочен. Над царскими вратами - изображение великого Голгофского события.

Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбная Богородица со святыми женами, Пилатом на коне, слева - святой Иоанн и Лонгин Сотник, в глубине по сторонам Богочеловека - два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было над входом в трапезную. С правой стороны - картина Страшного суда. Вверху, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась Владимирская икона Божией Матери, во имя которой устроен этот храм. Под этой иконой помещалась медная доска, на которой написано, что, по преданию, устно передаваемому из поколения в поколение, икона явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после разорительного литовского набега и принесена детьми в соборную церковь. Эта икона считалась даром Божьим и в 1806 г. богато украшена золотом, жемчугом и дорогими камнями. На другой стороне доски этой иконы был изображен лик святого Николая Чудотворца в серебряной ризе. Рядом с Владимирской иконой стояла икона, изображавшая лики всех святых, празднуемых в продолжение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. Внизу иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых, такая же икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась в зимнем нижнем храме. Из-под жертвенника храма когда-то имелся тайный ход к берегам Протвы, лаз в который после войны 1812 г. был замурован.

О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693г. В этом году в г. Верею «к освящению церкви Рождества Христова» выдавался антиминс. Предположительно поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы  XVII  в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы).

В 1815г. в трапезе нижнего храма был погребен герой войны 1812 г. генерал Дорохов (в начале 30-х гг. XX в. прах генерала был осквернен и могила разграблена и уничтожена).

 После  1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три предела. Третий - Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местной церковной легенде, после польского разорения в собор была принесена явленная Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте. Однако из доношения 1727 г. известно, что это не так: придел Владимирской Богоматери  был  старинный,   а   явленная   после  поляков  икона - старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца говорит о том, что придел его имени в соборе тоже был. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-гг. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте.

Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в погром 30-х гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все реконструкции, а революцию пережить не смогли.

В 1999 г. образовалась приходская община, начались восстановительные работы: проведен ремонт нижнего храма собора. Начались регулярные богослужения. Первое торжественное богослужение 26 декабря 2000 г. возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот же день останки генерала И.С.Дорохова были с почестями перезахоронен. В декабре 2000 г. зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем. Изготовлены иконостас и киоты для образов.

 12 января 2003 г. в соборе прошли торжества, посвященные 450-летию храма.

В настоящее время силами общины ведутся реставрационные работы. Проведено отопление в верхний храм, выполнен большой объем работ по штукатурке стен, начались работы по восстановлению наружного облика храма.

Собор открыт для посещений ежедневно до 15.00. В субботу - вечерня.

фотогалерея

поиск:

Новости

05.12.17
27 декабря "Музыкальная ротонда"
05.12.17
Встреча с писателем В.М. Мельниковым
17.11.17
Творческий вечер "ПОЭЗИЯ. ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ"
03.11.17

«Искусство объединяет» - такова тема «Ночи искусств»,

которая состоится 4 ноября 2017 года.

 

30.09.17
Открытие Памятной доски герою 1812г. священнику И.Н. Скобееву

GISMETEO: Погода по г.Москва