Главная » Храмы Вереи » СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА на городище занимает центр кремлевского холма. Кирпичный, с деталями из белого камня, он выстроен кн. Владимиром Анд­реевичем Старицким в 1552 г. и перест­роен в конце XVII и первой половине XVIII в., получив Рождественский собор формы провинциально­го барокко.

Его объем типа «восьмерик на четверике» поставлен на высокий подклет, представ­ляющий основание собора XVI в. Древнее здание полностью сохранило свой план с четырьмя круглыми столбами и трехчастной апсидой, сильно выдвинутой к восто­ку. Сохранились южный и северный перспективные килевидные порталы из белого камня и фрагменты окон второго света.

Трапезная  и  многоярусная,  украшенная  колоннами  колокольня в стиле классициз­ма - 1802 г. В подклете трапезной поко­ится прах генерала И. С. Дорохова, осво­бодившего Верею от французских отрядов 29 сентября 1812 г.

Главный престол собора освящен в честь Рождества Христова (в нижнем храме). Там же обустроен придел во имя священномученика Иллариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В Верхнем храме три престола: главный - в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезной части - во имя святителя Николая и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Храмовые святыни: рака с частицей мощей священномученика Иллариона Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского, древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.

Появление собора относится ко времени основания города. Посвящение главного храма города празднику Рождества Христова связано, скорее всего, с рязанской традицией. Это неудивительно: каждое крупное русское княжество имело и своих небесных покровителей, и особо чтимые православные праздники (чаще всего двунадесятые). В Твери, например, выделяли праздник Преображения Господня: этому празднику был посвящен как сам тверской собор, так и соборы в большинстве городов, основанных тверичанами, а собор Переславля-Рязанского, как и в Верее, также был посвящен Рождеству Христову.

Собор в Верее оставался деревянным до XVI века. Каменная Соборная церковь Рождества Христова в Верее - один из последних памятников церковного зодчества, построенных в уделах. Старицкий (в прошлом Верейско-Белозерский) удел был вновь образован из остатков старинной (XV в.) удельной системы по завещанию Ивана Ш. После гибели Андрея Старицкого в 1537 г. Верея перешла в дворцовые земли, а в 1540 г. под давлением митрополита и бояр возвращена его сыну - пятилетнему князю Владимиру Андреевичу Старицкому. Регентшей при  сыне стала его мать - княгиня Ефросинья Андреевна Хованская.

За последующую четверть века Старицкий удел и его города пережили подлинный Ренессанс, душою которого, по мнению историков, была княгиня Ефросинья Старицкая. Начиная с середины 40-х гг., в уделе и вне удела в его исторических границах, были построены: на Белом  озере - каменный Горицкий монастырь (в качестве места пострижения княгини), в Верее (столица удела в XV в.) - каменный собор Рождества Христова; в Старице  -   шедевр   древнерусского   зодчества  -  Борисоглебский  собор,     архитектурный декор которого был выполнен из керамики и полихромной глазури. Во все именитые монастыри и в городские соборы Старицкими были сделаны солидные вклады церковной утварью, шитыми полотнами воздухами, подсвечниками, иконами. Заказчицей и создателем всех этих произведений была Княгиня Ефросинья, а исполнителями наемные мастера, в том числе московской школы.

Страдавший (по мнению историков) душевной болезнью князь Владимир Андреевич в этих предприятиях, скорее всего, не принимал, оставаясь при том чисто номинальной фигурой. Малолетством князя и состоянием его здоровья объясняется, по-видимому, тот факт, что княгиня- вдова не постриглась в монастырь, а одной из первых на Руси женщин возглавила удел, действуя за спиной малолетнего сына.

Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 г. Летописных сведений о постройке церкви не существует (официальное летописание удельную жизнь традиционно игнорировало).

О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая «над дверью храма до пристройки и поновления». Храмозданная на медной доске являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». По характеру резьбы и приемам обработки камня,- это подделка или добросовестная имитация древних надписей такого рода, заказанная в XVIII- XIX  вв. соборным причтом.

Место закладной доски на фасадах храма, как древней, так и новых его частей, не найдено. Вероятнее всего, надпись была установлена на западной стене поздней паперти, к 1802 г. разобранной.

Содержание надписи должно вызывать полное доверие, поскольку надписи такого рода по традиции списывались с церковной утвари и богослужебных предметов в соборной ризнице, например с запрестольного креста: «Божиею милостию по благославению Приосвященнаго Митрополита Макария всея России заложена бысть сия церковь Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7060 мая 15 дня при державе благовернаго Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея России повелением Великого Князя Владимира Андреевича и матери его Благоверныя Княгини Ефросиньи».

Помимо календарной даты закладки, на подлинность источника указывает наименование в надписи Владимира Андреевича Великим Князем (подробность, указывающая на династическое притязание Старицких).

В источниках собор Рождества Христова в первый и едва ли не единственный раз упомянут в Писцовой книге 1625 г: «... а в осыпи соборная церковь Рождества Христова камена с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево...» «Указание на "пределы" является очень важным, поскольку в крестовокупольном храме, каким до постройки в 30-е годы  XVIII в. и являлся собор Рождества, больше одного придела (в дьяконнике) быть не может. Данное указание сразу же заставляет предполагать какую-то более оригинальную конструкцию, например, собор с приделами «в полатях».

Большие соборные церкви с палатями - редкость на московской почве. В отличие от Новгорода Великого в архитектуре Москвы  XIV-XVI вв. палатями снабжались исключительно аристократические владельческие постройки. Таким образом, построенный Старицкими в своем удельном центре, собор Рождества Христова в Верее - неординарная постройка, имеющая особые типологические признаки. Ее протаналогом могла быть церковь Рождества Богородицы в Боголюбове - замковая церковь Андрея Боголюбского XII в. О других церквях с палатями и четырьмя круглыми столбами информации нет. Отметим также, что приделы в дьяконниках в писцовых книгах первой трети XVII в. никогда не упоминаются. Таким образом, формула «с приделы» однозначно говорит о многопридельном храме.

О посвящении приделов мы узнаем известно из доношения соборного протопопа с прихожанами от 18 марта 1729 г., где называется один придел «вверху» - « во имя Пресвятыя Богородицы Владимирския» и один «внизу» - Петра и Павла. Доношение было подано в связи с желанием перестроить собор. После перестройки, 23 сентября 1734 г. выдан указ об освящении двух возобновленных приделов. Поскольку оба придела «запустели», - как сказано в доношении, - «от литовского разорения», - они древние, а их расположение «вверху» и «внизу» подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими «с полатями».

Перестройка 1730-х гг. была первой капитальной перестройкой собора. Своды полатей были сохранены, своды, барабан, столбы и стены приделов самого храма были разобраны, а центральный трансепт перекрыт лотковым сводом с опорою на стены и на сохраненные постаменты всех четырех столбов. Восточная сторона четверика, создавшая аварийную ситуацию в восточной части храма, была разобрана, а вместо нее по линии восточных столбов возведена новая с тремя алтарными проходами.

Прямо под нею, в 1-м этаже, старая алтарная стена была дополнена кладкой; поднимавшиеся выше сводов полатей алтарные своды пришлось разобрать и опустить вровень с полами 2-го этажа, перекрыв алтари, когда-то открытые в четверик, полностью.

Над первым алтарным этажом пришлось надстроить второй, в качестве алтарей верхней церкви, таким образом, первый ярус древнего собора был превращен в низкую теплую церковь, а остатки верхнего яруса, полностью перестроены в громадную холодную летнюю церковь Владимирской Богоматери.

Внизу, в северо-западном углу возле бывшей внутристенной лестницы была поставлена печь. Ее дымник выходил у северо-западного угла наружу. Лестница была заложена. Для доступа в верхнюю церковь перед западным фасадом была устроена двухэтажная трапезная или паперть с каменным сводом внизу с деревянными балочными перекрытиями вверху. Проход из паперти в храм был пробит в древней западной стене.

Полы в новых храмах - верхнем и нижнем, - были из гжельской лещади «в шашку». Вверху они частично сохранились. Полы верхних приделов сохранились, - они из того же большемерного кирпича, что и весь храм, - уложенного рядами.

Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802 г. Еще раз были перестроены апсиды и в них устроены громадные окна с крещатыми решетками из прута квадратного сечения, такими же, как в окнах новой трапезной и пр. Была пристроена Колокольня, и на колокольню был поднят самый большой колокол  в округе. Стены в соборе были украшены фресковой живописью венецианского стиля. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных архангелов,  на  гранях - истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом слепого, изгнание из храма Иерусалимского торгующих, прощение грешницы, приведенной к Иисусу, милосердной Самаритянки, под ними с правой стороны - избиение младенцев Иродом, несение Креста; с левой - хождение апостола Петра по водам и убийство святого Стефана. На западной стене по сторонам входа - Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лица в настенной живописи. В нижнем храме на круглых столбах, поддерживающих низкие своды, изображены великие святые.

Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением нижних дверей старинной резной работы. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже шесть колонн коринфийских. Все золоченные, украшали иконостас, иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон в них вызолочен. Над царскими вратами - изображение великого Голгофского события.

Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбная Богородица со святыми женами, Пилатом на коне, слева - святой Иоанн и Лонгин Сотник, в глубине по сторонам Богочеловека - два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было над входом в трапезную. С правой стороны - картина Страшного суда. Вверху, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась Владимирская икона Божией Матери, во имя которой устроен этот храм. Под этой иконой помещалась медная доска, на которой написано, что, по преданию, устно передаваемому из поколения в поколение, икона явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после разорительного литовского набега и принесена детьми в соборную церковь. Эта икона считалась даром Божьим и в 1806 г. богато украшена золотом, жемчугом и дорогими камнями. На другой стороне доски этой иконы был изображен лик святого Николая Чудотворца в серебряной ризе. Рядом с Владимирской иконой стояла икона, изображавшая лики всех святых, празднуемых в продолжение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. Внизу иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых, такая же икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась в зимнем нижнем храме. Из-под жертвенника храма когда-то имелся тайный ход к берегам Протвы, лаз в который после войны 1812 г. был замурован.

О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693г. В этом году в г. Верею «к освящению церкви Рождества Христова» выдавался антиминс. Предположительно поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы  XVII  в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы).

В 1815г. в трапезе нижнего храма был погребен герой войны 1812 г. генерал Дорохов (в начале 30-х гг. XX в. прах генерала был осквернен и могила разграблена и уничтожена).

 После  1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три предела. Третий - Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местной церковной легенде, после польского разорения в собор была принесена явленная Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте. Однако из доношения 1727 г. известно, что это не так: придел Владимирской Богоматери  был  старинный,   а   явленная   после  поляков  икона - старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца говорит о том, что придел его имени в соборе тоже был. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-гг. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте.

Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в погром 30-х гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все реконструкции, а революцию пережить не смогли.

В 1999 г. образовалась приходская община, начались восстановительные работы: проведен ремонт нижнего храма собора. Начались регулярные богослужения. Первое торжественное богослужение 26 декабря 2000 г. возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот же день останки генерала И.С.Дорохова были с почестями перезахоронен. В декабре 2000 г. зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем. Изготовлены иконостас и киоты для образов.

 12 января 2003 г. в соборе прошли торжества, посвященные 450-летию храма.

В настоящее время силами общины ведутся реставрационные работы. Проведено отопление в верхний храм, выполнен большой объем работ по штукатурке стен, начались работы по восстановлению наружного облика храма.

Собор открыт для посещений ежедневно до 15.00.

фотогалерея

Оценка услуг

Новости

28.07.18

Музей проходит НЕЗАВИСИМУЮ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА (НОК)

28.07.18

 

Выставка  живописи  местых  художников .

 

28.07.18

Сундук , наполненный предметами.

28.07.18

 

8 августа  состоится вечер воспоминаний о Шепилове Д.Т.

 

15.05.18

19 мая 2018 г. пройдет акция "Ночь музеев"

В 17:00 в выставочном зале музея открывается выставка творческих работ художницы Ирины Коробковой.