Еще в первой половине XII века Новгородская летопись упоминает об оборонительных сооружениях, получивших название «Засечная черта». Засечные черты создавались на границах Русского государства и служили заслоном от врагов примерно до конца XVII века. Простые засеки из поваленных деревьев и заостренных бревен превратились в XII столетии в сложную, огромную по протяженности оборонительную систему Древней Руси. Города и монастыри-крепости, остроги и острожки, сплошные линии высоких земляных насыпей-валов, глубокие рвы и дозорные вышки составляли эту хорошо продуманную систему. В летописях не раз упоминается, как пытались преодолеть Засечные черты и терпели поражение враги Московского государства. Подступы к Москве примерно с XV века защищала Засечная черта, прозванная народом «девятиуголье». В нее входили: Коломна, Серпухов с двумя монастырями-Высоцким и Владычным, Верея и расположенный неподалеку от нее Пафнутьев-Боровицкий монастырь, Можайск, Руза, Звенигород с Саввино-Сторожевским монастырем, Волоколамск с Иосифо-Волоколамским монастырем, Дмитров и Троице-Сергиев монастырь. Исследователь русских оборонительных укреплений А.Яковлев в начале XX века отмечал: «Засечная черта напоминала те сказочные преграды, которые русская сказка любит бросать между своими героями и преследующей их злой силой».
Но люди Древней Руси знали, что только в сказке преграды эти вырастали от взмаха полотенца или волшебного гребня, и настойчиво воздвигали и охраняли действительные преграды и укрепления - «засеки». На охрану засечной черты они не жалели ни внимания, ни материальных средств, заботливо оберегая это дорогое средство самозащиты. Образование черты служило наглядным выражением в глазах всех чинов людей идеи московской государственности, по-настоящему взявшейся за оборону подвластной московскому государю территории.
Существует следующая легенда: «А пришли добры странники в Московскую землю от Бел-моря. И ходили они по святым и славным местам и по всему «девятиуголью» и милостиво открывались пред ними врата монастырские. И ведали добрые старцы, будто идет на землю Московскую вражья рать неисчислимая и надо-де укреплять «девятиуголье» засечных черт.
И встать-де должны крепью неодолимой Дмитров да Троице-Сергиев монастырь, Волоколамск да Звенигород, да с ними вместе Руза, Можайск, Верея, Серпухов, Коломна».
Далее в легенде говорилось, что старцы, с одобрения настоятелей монастырей, разбили на девять частей принесенный ими осколок Алатырь-камня. Затем эти осколки они закопали в «центрах изначалья» городов, составляющих «девятиуголье» засечных черт.
Проделывали старцы работу свою тайком, чтобы «не подметил вражий взгляд» и не испортили волшебную силу осколков Алатырь-камня «бранным злым словом и недобрым глазом».
После того произносили странники оберег-заклинания. А имели они, видимо, такую силу, что местные жители на протяжении многих поколений не могли определить, где сокрыт в их городе осколок Алатырь-камня. В славянских легендах его называют «Алатырь», «Латырь», «Алай», а еще - «всем камням отец». Ему приписывают целебные и волшебные свойства. «Нет на свете более могучего оберега от дурного слова и глаза, от могучей отравы, от стрелы разящей, да от сабли вострой, от мора и злых бед»,- говорится в сказке об Алатырь- камне.
В некоторых преданиях он ассоциируется с алтарем, расположенном в центре мира: «посреди океана, на острове Буяне».
В трагедии А.Н.Толстого «Смерть Иоанна Грозного» он называется белым камнем: «И Алатырь, горючий, белый камень».
В Волоколамском районе еще в прошлом веке можно было слышать от сказителей, что Алатырь-камень - это огромный кусок особого алого янтаря. Наделен он магической силой, которая воскрешает покойников, исцеляет от многих недугов и выполняет различные пожелания того, кто отыщет алый камень. А недоброго человека, завладевшего им неправедным путем, он попросту сжигал.
Лишь немногие мудрецы, посвященные в древние тайны, знали путь-дорогу к заповедному камню. В особых случаях им будто бы разрешалось отколоть от красной янтарной глыбы кусочек. А затем в разных уголках земли творить с помощью того осколка магические действа и чудеса. Конечно, добрые и на благо людей.
Так что предание о «девяти странниках» и о зарытых таинственных камнях в «центрах изначалья» городов Подмосковья могли являться продолжением более древних легенд, связанных с Алатырь-камнем.
Что же такое «центр изначалья»? Говорят, что у каждого города с большим историческим прошлым обязательно существует «центр изначалья», который обладает какой-то волшебной силой или особой энергетикой. Она незримо подпитывает весь город, сколько бы в нем ни было жителей, зданий, улиц, кварталов. По мнению знатоков древних тайн, любая катастрофа, даже если она разрушила все строения, не уничтожит город, если сохранен его «центр изначалья». Верею не раз разрушали и татары, и поляки, и французы, но город всегда восстанавливался, он не ушел в небытие.
Где же находится в Верее «центр изначалья»? Где же зарыли странники Алатырь-камень?
По легенде там, где находится «центр изначалья», обязательно существует глубоко под землей пещера-лабиринт. Общеизвестно, что лабиринт, или подземный ход существовал в Верейском кремле (или городище). Начинался он в Рождественском соборе и вел к реке Протве. По устойчивой в народе легенде ход существовал и от Рождественского собора до Входоиерусалимской церкви.
О Верее (Верейсче) впервые упоминается в летописях XIV столетия. Специалисты предполагают, что кремль с земляными валами здесь возвели в XV веке. Однако на месте Верейского кремля обнаружены остатки более древнего укрепления.
В легенде упоминается некая «оглядна башня со звоном». С нее якобы можно было видеть окрестность «во все стороны на семь верст». А звук колокола разносился и того далее. Согласно преданию, под «оглядной башней со звоном» и находился «центр изначалья» Вереи. Если так- то там и спрятали девять странников волшебный осколок Алатырь-камня.
Невозможно точно восстановить место, где находилась «оглядна башня со звоном». По одним предположениям она могла быть между памятником И.С.Дорохову и лестницей, ведущей к этому памятнику. Именно с этой точки хорошо просматривались подходы к оборонительным сооружениям Верейского кремля со стороны запада и северо-запада, откуда чаще всего и совершали набеги на Верею. По мнению Н.А.Голубевой башня «угловая» находилась на месте поворота южного вала на северо-запад, на том месте, где сейчас расположен памятник солдату с девочкой на руках. Если так, то любой человек, постоявший некоторое время на этом месте, получит большую подпитку энергией. Ну, а если случится кому-нибудь найти Алатырь-камень, то вместе с камнем найдет этот человек и бессмертие.
***
Верейское городище. Его часто называют иначе - кремль, крепость, детинец, городок. Расположено городище на высоком крутом тридцатиметровом обрыве правого берега реки Протвы. Господствуя над окружающей местностью, Верейский кремль являлся чрезвычайно мощной крепостью на юго-западной границе Московского княжества. По территории крепость была сравнительно невелика - в ширину она имела немногим более 100 метров, а в длину - около 300. По всему периметру была обнесена земляным валом (осыпью) с наибольшей высотой 6,5 метра и шириной 25 метров. Лишь с северной стороны (со стороны реки Протвы) был оставлен проезд.
Когда же был построен вал? Раскопки, проведенные в кремле в 1946-1947гг. экспедицией Государственного исторического музея под руководством Л.А.Голубевой, дали очень интересные материалы и позволили дать очень интересный ответ на этот вопрос. Можно с большой достоверностью считать, что вал был сооружен в конце XIV века. Основу вала составляла деревянная конструкция - рубленая стена на горизонтально положенных обожженных бревнах с поперечными перерубами. Бревна были к тому же обмазаны глиной. Ячейки сруба загружались мелким щебнем. Все это предохраняло вал от осадки. Верхняя и внешняя часть вала были возведены из сырой глины с примесью речного галечника. Плиты песчаника и камни диаметром от 10-20 см. до 30-40 см. в несколько рядов покрывали внутренний склон вала. Это, по мнению Л.А.Голубевой, облегчало защитникам кремля восхождение на вал, особенно в дождливую погоду. На осыпи (валу) были рубленые стены и стояли две деревянные башни. Одна из них, «задняя», находилась на восточном валу кремля, другая, «угловая», - на месте поворота южного вала на северо-запад. В Верейском кремле имелись осадные дворы, куда спасались посадские люди во время нападения неприятеля. Для снабжения осажденных водой имелся тайный подземный ход к Протве. Недалеко от выхода из тайника находился пруденец, сохранившийся до сего времени.
Валы не просто возводили, укрепляли, обустраивали. На них проводились магические обряды. Как считали наши предки, это наделяло некоей особой, волшебной силой оборонные сооружения. В основания валов ночью, тайком от других, они закапывали меч, боевую палицу, секиру или кинжал. А еще зарывали побывавший в сражениях щит. Но щит, под прикрытием которого не погиб его владелец. Кроме оружия прятали в оборонительной насыпи серебряные монеты или какие-то иные изделия из серебра. Там же оставляли кожаные свитки с заговорами-оберегами. Участники подобной мистерии нашептывали заговоры до самого рассвета или до «угасания всех до единого звезд». После этого земляная насыпь становилась «крепостью неодолимой».
Рядом с валами обычно проходил оборонительный ров. Его тоже не забывали наделять волшебной силой. В ров закапывали отрубленную голову врага и рассеченные мечами и топорами кости людей и лошадей. Туда же бросали закопченную битую глиняную посуду, на которой нацарапывали ругательства и «прочие непотребные слова».
Чародей произносил при этом особые проклятия и заговоры над человеческими и конскими останками, над глиняными осколками с бранными словами. И отныне оборонительный ров становился «гиблой яминой».
Считалось, если враг дознается, где зарыты проклятые останки и где сокрыты обереги, и сумеет извлечь их, то сможет преодолеть ров и оборонительные валы, вскрыть ворота, гарнизон и захватить крепость. В книге «Быль и легенды земли Верейской» один из авторов В.М.Бурыкин вспоминает о словах, оброенных С.А.Поспеловым незадолго до его кончины: «Помнится, мы долго бродили по городищу и, когда вышли к его западной оконечности, Сергей Александрович сказал: «А вон туда не пойдем, там плохое место!» При этом старый учитель указал на место, близко расположенное к указанному выше археологическому раскопу. Спрашивать, по какой именно причине, было недосуг, и предупреждение Поспелова осталось без пояснений.»